Эгоцентризм
- это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть
главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными
называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и
импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать,
что и эгоцентризм
является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты
характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных
встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной
естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных
и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность. Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма",
и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам
потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и
исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность. С
самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного
внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и
своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление
взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное
существо уже в чем-то стало похоже на них. Проходит время,
дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают
чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в
школе, в своем окружении. Эгоцентризм
постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он
может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая,
что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя
любимым в данном случае будет означать требование стать центром
существования другого человека. Впоследствии из этого рождается
анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто
центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть
другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не
замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально
применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в
своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на
тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире,
разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое
происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных
и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем
роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении
эгоиста где-нибудь в его собственной тени. Дело даже не в
том, что эгоист изолируется от мира, как рассуждают некоторые.
Наоборот, эгоист прекрасно видит все разнообразие жизни. Дело в том,
что это разнообразие его не интересует, так же как не интересует и то,
что может произойти с другими людьми, если он доволен собой и его
желания и требования удовлетворяются. Помимо того что он эгоцентрист,
он к тому же становится холоден и равнодушен ко всему остальному, ему
"наплевать" на других людей и уже недостаточно того, что он является
центром внимания. Будучи полностью поглощенным той уродливой формой
любви, которую он питает к самому себе, он не уважает, не в состоянии
ценить даже это внимание. Эгоист проявляет одновременно и ревность
эгоцентриста, и полную неспособность любить, уже ставшуюосновной чертой его личности. В цитируемой нами статье профессора
Ливраги говорится: "Любовь - это отдача, и соответственно, отдача - это
проявление Любви..." Как достигнуть той высокой цели, к которой
стремятся все подлинные человеческие взаимоотношения? Истинные
взаимоотношения и сосуществование невозможны, если в них нет щедрости и
любви. Они также невозможны и тогда, когда строятся на основе
преобладающего над всем и поглощающего все эгоистического чувства
человека, который возомнил себя единственным центром мира. Для того
чтобы родились истинные взаимоотношения и чтобы люди могли
сосуществовать друг с другом, нужно открыть собственное сердце и найти
в нем место, хотя бы уголочек, для всех существ, живущих на Земле.
Нужно расширить сознание и научиться проникать в душу, в сокровенную
суть всех вещей, нужно почувствовать таинственную бесконечность
Вселенной. Нужно познать все живое, научиться любить и уважать его. Мы
должны освободиться из тюрьмы собственного эгоизма и проявить мужество,
чтобы показать себя такими, какие мы есть, разделив с другими все
прекрасное, что имеем и что несем в душе. Не оправдывая эгоцентризм
и понимая, что он является лишь первым, инфантильным этапом
самоутверждения человека, мы должны всеми силами стараться уничтожить
темные корни эгоизма, из которых рождается не только эгоцентризм,
но и другое зло и которые являются самой страшной преградой нашему
духовному развитию. Никто не может развиваться духовно и достичь
поставленных перед собой целей, если при этом пренебрегает другими
людьми и остается равнодушным к их проблемам и страданиям, к их мечтам
и духовному развитию. Никто не может достичь освобождения,
если прежде сам не освободится от оков эгоизма, мешающих ему любить и
помогать другим. Для эгоистов Нирваны нет. Наши короткие размышления мы
заканчиваем словами профессора Ливраги: "Нет человека, который
был бы трусом большим, чем эгоист. И нет человека более жестокого, чем
эгоист. Никто так не гордится собой и не показывает так свою силу, как себялюбивый человек в своих победах и триумфах. Но никто
никогда не является и таким жалким и слабым, как эгоист в своих
падениях".
Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru